Ученые: Марс когда-то был более теплой и влажной планетой

Обширные впадины, пронизывающие южную гору Марса, показывают, что планета была когда-то более теплой и влажной.
Ученые: Марс когда-то был более теплой и влажной планетой

Благодаря многолетним исследованиям с использованием роботизированных орбитальных миссий, посадочных аппаратов и роверов, ученые установили, что миллиарды лет назад на поверхности Марса протекала жидкая вода. Однако осталось много вопросов, в том числе вопрос о периодичности или регулярности такого потока воды. Другими словами, был ли Марс действительно теплым и влажным или холодным и морозным миллиарды лет назад?

Согласно новому исследованию ученых из Университета Брауна, ранний Марс мог иметь значительное количество поверхностного льда, который периодически таял, производя жидкую воду, чтобы наполнять озера, следы которых видны сегодня на планете.

Опубликованное в сентябре исследование под названием «Late Noachian Icy Highlands Climate Model: Exploring the Possibility of Transient Melting and Fluvial/Lacustrine Activity Through Peak Annual and Seasonal Temperatures», автором которого является Эшли Палумбо, доктор философии Университета Брауна, раскрывает некоторые подробности относительно воды на Марсе. Соавторами выступили профессор Джим Хэд и профессор Робин Вордсворт из Школы инженерных и прикладных наук Гарвардского университета.

В прошлом ледники, возможно, существовали на поверхности Марса, обеспечивая летом талую воду, чтобы создать те особенности рельефа, которые мы видим сегодня

Палумбо и ее коллеги стремились найти связь между геологией Марса и моделью его атмосферы, в результате чего они пришли к выводу, что в прошлом Марс обычно был покрыт ледниками, которые во время пиковых суточных температур летом плавились по краям.

В результате длительного таяния льда таких небольших месторождений талой воды было бы достаточно, чтобы видоизменить поверхность Марса до того состояния, в котором она находится сейчас.

На фото: примерно 800-километровая долина Нанеди, простирающаяся в районе Ксанте-Терра, к юго-западу от равнины Христа.

Они также рассматривали разновидности орбиты Марса, которые могли бы существовать 4 миллиарда лет назад и включали в себя различия в осевом наклоне и разной степени эксцентриситета. Это повлияло бы на то, сколько солнечного света получено одним полушарием в сравнении с другим и привело бы к более значительным сезонным колебаниям температуры.

Результатом работы ученых стало появление правдоподобной гипотезы, которая объясняет, как жидкая вода могла образоваться на раннем Марсе.

Был ли Марс теплым и водянистым (т.е. "голубой планетой?") или ледяным шаром, на котором иногда таял лед?

Важно также то, что они обнаружили, что климат Марса подвержен изменениям, которые также происходят и на Земле. Это дает еще одно указание на то, что планеты схожи в некотором роде, и что исследование одной может помочь в понимании процессов на другой.

Теория о том, как Марс мог иметь жидкую воду на поверхности в то время, когда активность Солнца была намного ниже, чем сегодня, остается предметом многих дебатов среди ученых. В последние годы исследователи выдвинули различные предложения относительно того, как планета могла быть согрета, начиная от перистых облаков до периодических всплесков метанового газа из-под поверхности.

Источник: www.universetoday.com